О. Хорева
Медицинский диагноз СДВГ – гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, рассматривается как психическое состояние ребенка. R.Barkley (1998 г.) считает, что основным механизмом развития СДВГ является нарушение тормозящего поведения, все остальные механизмы вторичны. Гиперактивность и дефицит внимания – одна из самых распространенных форм нарушений поведения в дошкольном возрасте. Проявляются эти нарушения в виде двигательной расторможенности, расстройстве внимания, легкой недостаточности координации движений и мелкой моторики.
Основные проявления состояния:
- Невнимательность – повышенная отвлекаемость и снижение концентрации внимания у детей, неспособность удерживать целенаправленное внимание в течение определенного времени,снижение переключаемости и объема внимания, не умение дослушивать инструкции и доводить дело до конца.
- Гиперактивность – высокая двигательная и моторная активность ребенка, отсутствие целенаправленности поведения. Активность носит бесцельный характер.
- Импульсивность – проявляется в так называемом полевом поведении, отсутствие периода обдумывания, самоконтроля, поведенческая импульсивность часто сочетается с агрессивностью.
Данное состояние можно рассматривать не только как медицинскую проблему, но и как важный объект психолого-педагогической, дефектологической и логопедической работы.
Комплексная программа-мониторинг коррекционно-развивающей помощи детям с СДВГ включает несколько блоков:
- Медицинский: заполнение анкеты, сбор анамнестических сведений о ребенке, медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноза развития.
- Психологический: диагностика проявления психологического дизонтогенеза ребенка, преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможенности.
- Дефектологический: проведение интеллектуального обследования, анализ уровня развития когнитивных процессов, поведенческих проявлений.
- Логопедический: определение особенностей речевого развития ребенка.
Программа-мониторинг по обследованию дошкольников с СДВГ базируется на основных обще дидактических принципах: взаимосвязь диагностических, коррекционных и развивающих задач, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Скачать программу-мониторинг
|