Мелодекламация вступления «У лукоморья дуб зеленый…» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», которую можно заказать на aruna.kz, на музыку Н. Римского-Корсакова «Три чуда» (начало).
1вед: «Поведать сказку свету» - такая задача у нашей сегодняшней встречи с А.С. Пушкиным, который, как будто обращаясь к нам через века, писал в посвящении к сказочной поэме «Руслан и Людмила» «Для вас, души моей царицы».
2вед: А.С. Пушкин называет свои сказки «шепотом старины болтливой, а свой труд «игривым», «песнями грешными».
3вед: Свои сказки и поэму «Руслан и Людмила» Пушкин вовсе не предназначал для детей. Они написаны для взрослых и пронизаны яркой философской мыслью о любви.
1вед: В «Сказке о попе и его работнике Балде» краткое замечание о том, Поповна о Балде лишь и печалиться, создает образ влюбленной девушки, тайно воздыхающей об объекте своих переживаний и не осмеливающейся на более предприимчивое проявление собственных чувств. Ее любовь – томление, мечта.
2вед: А каков же предмет ее любви, знаменитый богатырь, неустанный работник, смельчак и хитрец Балда? Посмотрим фрагмент из «Сказки о попе и его работнике Балде».
3вед: Такого героя немудрено полюбить, как немудрено полюбить царя Салтана, князя Гвидона, королевича Елисея.
1вед: Сказка о царе Салтане пронизывается любовной тематикойи от начала до конца и посвящена истории одной семьи. Известная всем беседа трех девушек в светлице за рукоделием заканчивается у Пушкина предложением руки и сердца.
Исполняется русская народная песня «Пряха»
Инсценировка фрагмента сказки со слов «Три девицы под окном» до слов «Здравствуй, красная девица//Говорит он, - Будь царица//И роди богатыря//Мне к исходу сентября».
2вед: Некоторый оттенок прозаичности в отношениях героев оправдан житейской мудростью: главный итог любовных взаимоотношений – создание семьи и рождение детей. Вот и молодая царица «дела вдаль не отлагая, с первой ночи понесла». Теплоту и нежность отношений супругов Пушкин подчеркивает короткой фразой. Отправляющийся на войну царь Салтан наказывает жене «себя поберечь, его любя».
3вед: Возмужавший князь Гвидон, как когда-то и его отец, сердцем чувствует необходимость женитьбы:
Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу
Не женат лишь я хожу.
Звучит тема царевны Лебеди из музыки Н. Римского-Корсакова «Три чуда»
Инсценировка сказки «О царе Салтане» со слов «Князь у синя моря ходит…».
Исполняется русская народная песня «Все-то я вселенную проехал»
1вед: Житейская мудрость сказок помогает постигать азы семейной жизни, заключенные в любви и согласии, взаимном уважении и послушании старшим, радости рождения детей.
2вед: Жертвенная любовь, любовь-спасительница – главная идея сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» и сказочной поэмы «Руслан и Людмила».
3вед: В сюжетах данных произведений немало сходного: тематика любви и завистливость, влезание в счастье и стабильность молодых темных сил, розыски женихом исчезнувшей невесты и счастливое окончание истории свадебным пирком. Страстная любовь будущих супругов в силах вернуть к жизни заснувших «мертвым сном» княжну и царевну. Окончания сказок наглядно иллюстрируют библейские постулаты о животворящей любови. Возвышенно, мощно и полногласно звучит в сказках А.С. Пушкина тема всепобеждающей любви.
Инсценировка фрагментов сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях»:
- «На девичник собираясь...»
- «Свет мой, зеркальце, скажи»
- «Ветер, ветер…»
1вед: Но Пушкин не был бы величайшим поэтом, если не показал и другие грани любовных отношений, которые составляют искушение и природу в семейных узах.
2вед: Ради обольстительницы-девицы Шамаханской царицы царь Дадон потерял сыновей, трон, страну, хотя точно знал (его мужской опыт ему подсказывал!), что ее чувства неискренни, а красота чародейственна и используется как смертоносное оружие.
Инсценировка фрагмента сказки «О золотом петушке» со слов
«Наконец и в путь обратный…».
3вед: А на что же намек? И в чем урок состоит?
1вед: А не поддаваться обольщению ничем: ни красотой дивной, ни богатством, ни властью.
2вед: И оберегать друг друга от этих искушений. А как это сделать?
3вед: Да не исполнять желаний, как золотая рыбка. Ведь старик, любивший свою старуху и боявшийся ей перечить, взлелеял в ней гордыню, опасный, страшный грех.
Инсценировка фрагмента сказки «О золотой рыбке» со слов «Воротись…»
1вед: Чтобы не было разбитых корыт, нужно беречь главное, что в человеке всегда – любовь.
2вед: Ни власть, ни богатство, ни сила, ни здоровье ее не заменяет.
3вед: Если человек способен любить не только свою персону, то есть жертвовать своим временем, деньгами, здоровьем, желаниями, жизнью, ради другого, то вполне можно пережить те трудности, о которых предупреждал А.С. Пушкин.
1вед: Зависть.
2вед: Гордыню.
3вед: Жадность.
Звучит фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
|