«Златоусой Анной Всея Руси» назвала Ахматову М. Цветаева. И это удивительно точное определение. Послушайте… Слышите чарующую музыку, бесконечную таинственную песнь души? Гениальное пророчество Цветаевой оправдалось: А. Ахматова стала не только поэтическим, но и нравственным знаменем своего века. В её лирике чувствуется «всемирная отзывчивость», любовь к окружающему миру, желание понять законы красоты и гармонии¸ законы добра.
Обращаясь к стихам А.Ахматовой, мы соприкасаемся с миром чарующих звуков и красок, размышляем о вечности, красоте и любви, мы вдыхаем аромат поэтических роз, лилий, сирени, чувствуем живую душу неувядаемого цветка, поэзии А. Ахматовой. Кажется, мы знаем о её жизни и творчестве всё. Но это только кажется. Сколько тайн, ещё связанных с именем Ахматовой, предстоит открыть потомкам! Мне было интересно узнать, как часто поэт обращается в своих стихах к изображению цветов, какие предпочитает, какую смысловую нагрузку выполняют образы цветов, какова символика образа.
Тема исследовательского проекта: семантика цветов в поэтическом мире Анны Ахматовой.
Цели исследовательского проекта:
- понять, какую смысловую нагрузку выполняют образы цветов в лирике Анны Ахматовой;
- выяснить, какова символика образов цветов, их метафорическое значение;
- узнать, какую роль играют образы цветов в раскрытии душевного состояния лирической героини.
Объект исследования: стихотворения Анны Ахматовой и критические статьи, посвящённые жизнь и творчеству поэта.
Предмет исследования: образ цветов в поэтическом мире Анны Ахматовой.
Гипотеза: глубокое понимание идейного звучания стихотворений Анны Ахматовой возможно, если будут исследованы образы цветов
Задачи исследования:
- понять какова семантика образов цветов
- понять каково символико-метафорическое значение образов цветов
Методическая основа исследования:
- Труды….
- Статьи Г. М. Темненко,Н. Татаринова
Методы исследования
- Теоретические – изучение литературы по теме исследования
- Практические – анализ стихотворения Анны Ахматовой
Практическая значимость:
- При составлении сценария внеклассного мероприятия по творчеству Анны Ахматовой
- Возможность использовать данный проект на уроках литературы
Цветы в ранних стихотворениях Ахматовой
Мир благоухающих цветов открывается нам в лирике Ахматовой. Именно цветы помогают воссоздать психологическое состояние лирического героя, передают определённую атмосферу настроения, эмоциональность тона. В этих стихотворениях заключена мысль о вечности природы, её живой душе. В ранней лирике Ахматовой «мальчик играет на волынке, девочка свой плетёт венок», когда любовь «у самого сердца колдует» дремлет левкой, душа радуется и ищет счастья, но уже тогда лирический герой предчувствует свою нелёгкую судьбу:
Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку…
Однако, роль цветов намного значительнее. Обратимся к стихотворению «Смятение».
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Кажется, не будь цветка в данном стихотворении - и он потеряет свою остроту, пронзительность, откровенность. Известно, что тюльпан считается символом признания в любви. Красный цвет имеет несколько символических значений: любовь, мощь, борьба, гордость. Деталь – тюльпан в петлице – дополняет гамму чувств стихотворения. Кроме того, он вбирает в себя смысл предыдущих строк, со своими чувствами и эмоциями, внутренней борьбой. Мы замечаем чувство неизбежности, терзающее её («Мне очи застит туман, сливаются вещи и лица»), гнев, страсть(«О, как ты красив, проклятый!»), уязвлённую гордость («И я не могу взлететь, а с детства была крылатой!»), - и всё это отражается в красном тюльпане.
Семантика цветка помогает достичь более глубокого и полного понимания этого стихотворения. Подчёркнутая изысканность цветов остаётся в книге «Чётки»(1914), в «Белой стае»(1917). В стихотворениях этого цикла соседствует изысканность и простые цветы: розы, сирень, фиалки, бессмертник, можжевельник. В «Чётках» чаще всего упоминаются такие цветы, как тюльпан, сирень, гвоздика, мимоза.
|