Основной целью раздаточного материала к занятиям по грамоте по программе Ступеньки "Азбука в стихах" является совершенствование навыков звуковой культуры речи.
Задачи раздаточного материала по грамоте:
Образовательные
- Учить детей работать с печатным текстом: находить в тексте знакомые буквы, называть их, давать характеристику звука, который они обозначают, находить нужную строку, слово.
- Учить производить звуковой анализ слова.
- Закреплять умение слышать звуки в словах, выделять заданный звук, определять его место в слове.
- Совершенствовать звукопроизношение.
- Учить складывать слоги, читать слова и предложения.
Развивающие
- Развивать фонематический слух.
- Развивать навыки чтения.
- Развивать эмоциональное восприятие текста, чувство юмора.
- Развивать память, желание заучивать короткие стихи, объяснять их смысл.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к чтению, звуковой культуре речи.
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, трудолюбие.
- Формировать положительное отношение к выполнению заданий.
Задания к работе с карточками:
- Найти в тексте заданную букву. Какой звук она обозначает в первом слове? В четвёртом ?
- Послушайте стихотворение. Какой звук вы слышите чаще всех? Найти буквы, обозначающие этот звук. Гласный он или согласный? Мягкий или твёрдый? Дать характеристику звуку.
- Найти вторую строчку стихотворения, первую, третью. Найти в первой строчке заданную букву.
- Сколько раз в стихотворении встречается заданная буква?
- Найти в тексте слово, где заданная буква обозначает мягкий звук. Твёрдый звук?
- Сколько гласных в первом слове? В первой строчке?
- Сколько предложений в тексте?
- Прочитать первое слово, первое предложение.
- Сделать звуковой анализ заданного слова.
- Разделить заданное слово на слоги.
- Заучиваем текст вместе.
- Расскажите своими словами историю, рассказанную в стихотворении. Что вас развеселило?
Рекомендация педагогу:
Занятия целесообразно проводить индивидуально или подгруппами по 2-4 человека, работая с одинаковыми карточками. Предложенные задания предусматривают дифференцированный подход к детям, педагог может усложнить или упростить задания.
Целевыми ориентирами в работе с данным дидактическим материалом должны стать для педагога знания детьми букв, звуков, которые они обозначают и характеристики каждого звука. Наряду с этим, работа с карточками позволяет развивать и закреплять навыки чтения и навыки работы с печатным текстом.
В «Приложении» даны конспекты занятий, разработанные к общеобразовательной программе «Ступеньки», реализуемой в ЦДТ №5. Конспекты содержат методику знакомства со звуками и буквами на основе опыта работы автора. Данный дидактический материал опробован в работе с детьми шести-семи лет и показал свою эффективность.
|