Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Интересное образование

Главная » 2017 » Август » 11 » Применение психологии цвета при подготовке к экзаменам
Применение психологии цвета при подготовке к экзаменам

Применение психологии цвета с обучающимися 9-х классов при подготовке к сдаче экзаменов

Исследовательская разработка

Авторы: Тихомирова Софья Дмитриевна, педагог-психолог МБОУ «Гимназия №13» г. Нижний Новгород; Кирюшина Ксения Дмитриевна, обучающаяся 10 класса МБОУ «Гимназия №13» г. Нижний Новгород

Ни физиологическую, ни тем более физическую оптику, впрочем, как и психологию цветового восприятия, не интересует, нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает. Однако существуют такие сферы знания, для которых подобного рода вопросы представляют большой интерес.

Область научного познания, для которой они могут считаться основными, называется психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязь цвета и психики. В сферу ее интересов входят: влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика, цветотерапия и т.д. Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. Сила цвета во многом заключается в том, что он способен обходить защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. В этом плане использование цветов в различных сферах жизни общества (маркетинг, психотерапия, обучение, кино- и фотоиндустврия, изобразительное искусство и т.д.) становится весьма привлекательным средством для определенных психологических манипуляций. Изучением психологии цвета занимались, Ч.А.Измайлов, С.В.Кравков, А.М. Черноризов, Б.А.Базыма, П.В.Яньшина, Клар Г., Фрилинг Г., Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. и т.д.

Изучение благотворного влияния цвета на личность человека находит все больше сторонников. Для учеников 9-х классов становится важной тема сдачи экзамена, в связи с которым у обучающихся отмечается высокая тревожность. Тема изучения взаимосвязи психоэмоционального состояния и цвета в данном аспекте становится актуальной.

Новизна исследования заключается в попытке представления данных о необходимости использования психологии цвета в образовательных учреждениях различного типа с целью диагностики психоэмоционального состояния обучающихся, а также обретения более уверенного поведения старшеклассников и способствования снятию у них повышенной тревожности перед экзаменом посредством применения определенных упражнений с использованием цвета.Цель исследования: доказать практическую важность применения и способы использования психологии цвета в образовательных учреждениях.Предметомисследования является диагностика эмоционального состояния юношей и девушек (обучающиеся 9-х классов МБОУ «Гимназии №13» г. Нижнего Новгорода) в связи с предстоящей сдачей экзамена.

В эксперименте принимали участие 25 учеников 9-х классов 14-16 лет.

Нами использовалась анкета «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» как модификация методики М. Ю. Чибисовой и модифицированная методика Макса Люшера «Тест цветовых отношений» в контексте методики М. Ю. Чибисовой.

При анализе данных, полученных после проведения тестирования в 9-ых классах, были выявлены следующие результаты:

психология цвета

Модифицированная методика «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» М. Ю. Чибисовой позволяет оценить готовность к предстоящим экзаменам глазами обучающихся 9-х классов. С помощью нее можно оценить такие составляющие, как уровень общей осведомленности о процедуре прохождения экзамена и способность обучающихся к самоорганизации (познавательный компонент), а также выявить уровень экзаменационной тревожности (личностный компонент).
Нами были получены следующие результаты:
  1. Проведенное анкетирование позволило сделать выводы, что на сегодняшний момент большинство обучающихся 9 класса «Гимназии № 13» г. Нижнего Новгорода показали средние результаты по компоненту осведомленности и умелости в процедурных вопросах сдачи экзамена (11,6% - средний уровень, 65,4% - выше среднего). 3,8% проявили данный компонент на очень низком уровне, что говорит о том, что данная группа испытуемых плохо представляет себе процедуру прохождения экзамена. 19, 2% знают о процедуре экзамена в достаточной мере, проявляя свои результаты методики на высоком уровне.
  2. 3,8% обучающихся выявили недостаточное владение навыками самоконтроля и способности к самоорганизации во время экзамена. Отмечено также, что те учащиеся, которые недостаточно владеют навыками самоконтроля, чаще испытывают более высокий уровень тревоги. Большинство школьников находится на среднем и выше среднего уровня – 30,8% и 42,3%. По данным результатов исследования было выявлено, что 23,1% обучающихся владеют навыками самоконтроля на высоком уровне.
  3. 26,9 % испытуемых испытывают высокий уровень тревоги. Большинство обучающихся находятся в диапазоне среднего уровня тревожности, проявляемой перед экзаменами, а 3,8% и 7,7% проявляют изучаемый компонент на очень низком и низком уровнях.
Цветовое соотношение к первым двум компонентам (осведомленность и самоорганизация) оказывается валидным. Данные показатели находятся в соотношении с показателями проведенной нами модифицированной методики «Теста цветовых отношений». У большинства обучающихся компоненты находятся в нейтральной зоне и зоне принятия.

После диагностической части была проведена профилактическая работа с применением цветотерапевтических методов (раскрашивание мандалов, игры, упражнения и т.д.), направленная на снятие экзаменационной тревожности. Кроме того, проведены общие и индивидуальные консультации обучающихся. Это нашло отражение в конечном результате проведенного нами модифицированного «Теста цветовых отношений». Показатели высокой тревожности снизились, что говорит о необходимости продолжения работы с обучающимися 9-х классов, направленной на снятие тревожности перед экзаменами. Применение цветовых методик показало свою эффективность.

цветотерапевтический метод

По итогам проведенной работы были получены выводы:

  1. Тест цветовых отношений М. Люшера может быть модифицирован в контексте других методик и проводиться для сбора различной информации о личности и внутреннем мире человека. При этом полученные результаты будут максимально близки к результатам проведения исходных методик.
  2. По результатам тестирования, проведённого среди учащихся 9-ых классов МБОУ «Гимназия №13» было обнаружено, что у подростков возрастом от 14 до 16 лет уровень экзаменационной тревожности достаточно высок. В связи с этим было выдвинуто предположение, что практическое применение психологии цвета и цветотерапии возможно в области образования.
  3. После теста мы попросили учеников подписать их любимые и нелюбимые цвета из восьми предложенных в цветовом тесте М. Люшера. При анализе работ было выявлено, что не всегда нелюбимые и любимые цвета стоят в конце или начале цветового ряда (который начинается от наиболее приятных цветов в данный момент времени), а также не всегда попадают в плюсо-минусовом ассоциативном ряду на тот знак, на какой предполагается. При обдумывании полученной ситуации и поиске ранее сделанных предположений исследователей, изучавших этот вопрос, мы сделали заключение, что, возможно, цвета, которые нравятся человеку, будут влиять на него положительно, усиливая эффект, которые они несут на бессознательном уровне, а цвета, не нравящиеся человеку, наоборот, будут снижать бессознательное воздействие сознательным восприятием. Однако определить, будет ли воздействие того или иного цвета сильнее или слабее, сложно, т. к. это зависит не только от предпочтений каждого человека, но и от его отношения к цвету на данный момент времени. Таким образом, мы утверждаем, что цвет будет воздействовать на человека вне зависимости от того, нравится ли он ему или нет.
  4. Техники цветотерапиивлияют не только на уровень тревожности, но и на способность к самоорганизации и самоконтролю, т. к. он существенно повысился по сравнению с начальными результатами – большая часть учеников смогут контролировать себя в экзаменационной ситуации.
  5. Данные техникиработают на расслабление, что доказывается снижением уровня тревожности у учеников более чем на 20%. Это достаточно хороший результат, и если применить вместе с этой техникой комплексно другие упражнения, то велика вероятность достижения более высоких успехов.
Категория: Интересное образование | Просмотров: 1479 | Добавил: Lusi | Теги: терапевтический, 9 класс, подготовка, цвет, экзамен, исследование, психология | Рейтинг: 0.0/0

Живой журнал Методичка рекомендует:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соцсетях!