А. П. Ершов и др.
В данном уроке рассказывается об общей схеме ЭВМ, организации хранения информации в памяти компьютера, вводится понятие магистрали как устройства ЭВМ, осуществляющего передачу информации.
Основная цель. Объяснить учащимся общий принцип организации хранения информации в памяти ЭВМ и обмена информацией между устройствами компьютера.
Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать общий принцип хранения и передачи информации в ЭВМ.
Методические указания
Первое занятие по разделу «Устройство ЭВМ» посвящено в основном повторению материала введения первой части курса. Подобное повторение, безусловно, оправдано, так как основные понятия данного параграфа в lX классе были лишь названы, но не закреплены на последующих уроках.
В результате изучения параграфа учащиеся должны получить самое общее представление о том, из каких частей состоит ЭВМ,что эти части (устройства) делают, как взаимодействуют в процессе работы машины.
Новым принципиальным моментом материала, на котором должно быть сосредоточено внимание учащихся, является так называемый «принцип адресности». Суть его заключается в том, что вся информация,Обрабатываемая компьютером, хранится в памяти, ячейки которой имеют постоянные номера (адреса). Эти адреса играют роль, аналогичную именам переменных, которыми мы пользуемся при записи информации на бумаге. По имени переменной мы вспоминаем ее значение и используем его в дальнейших преобразованиях. Компьютер же по адресу находит значение переменной в памяти (табл. 1).
Отметим также, что ЭВМ номера-адреса имеют все устройства компьютера, а не только ячейки памяти. Таким образом. по номеру устройства ЭВМ определяет, какое устройство надо подключить к магистрали для получения или передачи информации и т. п. Такая адресная организация характерна практически для всех компьютеров, не только для ДВК-2М.
Целесообразно начать занятия с определенной целевой установки.
До сих пор учащиеся изучали алгоритмы и их свойства. Школьникам известно, что представляет собой последовательность команд, каждая из которых предписывает исполнителю произвести определенное действие. Они знают, что исполнитель алгоритма может действовать формально и от него требуется гораздо менее высокая квалификация, чем от составителя алгоритма. До сих пор школьники строили алгоритмы в расчете на исполнителя-человека. Теперь исполнитель меняется, им становится автомат – ЭВМ. Для того чтобы понять,какие алгоритмы может исполнять компьютер, каковы вообще его возможности, надо разобраться в его устройстве. Этим учащимся и предстоит заняться.
Затем учитель напоминает школьникам общую схему устройства ЭВМ, приведенную в первой части учебника (рис. 9, с. 10).
Можно предложить учащимся вопросы для повторения следующего типа:
1. Каково назначение процессора? Ответ. Выполнение команд обработки информации.
2. Каково назначение памяти? Ответ. Хранение обрабатываемой процессором информации, включая программу.
3. Каково назначение устройств ввода-вывода? Ответ. Обмен информацией между человеком и ЭВМ.
4. Какие устройства ввода-вывода вам известны? Ответ. Клавиатура, дисплей, печатающее устройство.
5. Какие виды памяти вам известны? Ответ. Оперативная – внутренняя, и внешняя...
Литература
1. Программа по черчению и основам моделирования. - Методичка.орг, 2014.
2. Подготовка к ЕГЭ с использованием ЦОР. - Методичка.орг, 2014.
|