Главная » 2016»Июль»1 » Некоторые аспекты работы концертмейстера в хореографическом объединении
Некоторые аспекты работы концертмейстера в хореографическом объединении
Методические рекомендации "Некоторые аспекты работы концертмейстера в хореографическом объединении"
Методические рекомендации
Автор: Васькина Алла Маратовна, концертмейстер МБУ ДО г. Ульяновска "ЦДТ № 2".
Обучение в хореографическом объединении центра детского творчества традиционно связано с музыкальным сопровождением. В современной практике используется 2 варианта музыкального оформления уроков – в первом используется аудиоаппаратура, во втором – непосредственное звучание живой музыки. Как правило, аккомпанирующим инструментом для классической хореографии является фортепиано. Именно пианисту – аккомпаниатору и адресован, в первую очередь, настоящий материал.
Работа концертмейстера хореографического объединения – специфическая форма деятельности. При безусловном лидерстве в классе педагога – хореографа, концертмейстер играет на занятии весьма существенную роль. Поэтому ему необходимо обладать разнообразными навыками и умениями, широким музыкальным и общекультурным кругозором.
Музыканту, работающему в хореографическом объединении, следует, прежде всего, свободно разбираться в специфической балетной терминологии, понимать характер базовых движений классического экзерсиса, иметь представление о наиболее значимых балетных именах и явлениях, быть в курсе событий современного хореографического мира.
Собственно профессиональные обязанности концертмейстера хореографического объединения реализуются, как правило, в двух направлениях – работа над концертным репертуаром и непосредственное сопровождение урока.
В работе над концертным репертуаром концертмейстер всецело подчинен замыслу и требованиям хореографа и исполняет произведения или музыкальные фрагменты, которые ему рекомендованы. Здесь безоговорочным условием успешной работы концертмейстера является безупречное знание музыкального текста. Неряшливое исполнение абсолютно недопустимо. Как справедливо замечает в своей статье Р. Хавкина – Трахтер «Концертмейстер должен выучивать свою партию с той же тщательностью, с которой он готовит сольный репертуар». Лишь при таком условии аккомпаниатор выступит полноправным создателем художественного образа, сумеет «договорить» недосказанное солистом, подчеркнет и углубит психологическое и драматическое содержание танца.
Однако, заботясь о художественно и технически полноценном исполнении, концертмейстеру важно помнить о своеобразной подчиненности музыки в танцевально-музыкальном дуэте и всячески избегать «солирования» (термин Р. Хавкиной). Об этом предупреждают пианистов многие опытные мастера.
Важнейшей целью пианиста в объединении хореографии становится забота о максимальном комфорте танцовщика, а так же «строгое согласование с исполнителем своих действий и желаний». Аналогичную мысль высказывает еще один автор: «Удобство, которое обеспечивает чуткий партнер – аккомпаниатор – это основное условие для совместной работы с любым солистом, главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера».
Особого подхода требует от концертмейстера сопровождение балетных фрагментов. В этом случае «концертмейстеру предстоит выработать в себе дирижерские качества. Тембровый слух, представление об оркестровом звучании, знание традиций (балетного) спектакля и исполняемого материала, умение вести за собой». В идеале, непосредственной работе концертмейстера над балетной сценой должно предшествовать серьезное предварительное ознакомление с партитурой и аудио- или видеозаписью исполняемого фрагмента.