Комплекс тестов для определения степени готовности детей к обучению в школе разработан с целью выявления уровня развития умственных способностей будущего первоклассника.
Задачи тестирования:
- Продиагностировать уровень готовности детей к школе
- Проверить сформированность представления о ближайшем окружении, об окружающем мире.
Данный комплекс тестов позволяет с двух сторон (родители – дети) оценить способности ребенка, его психологическую и умственную готовность к школе.
Тест №1 (для родителей) - Определение психологической и интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе
- Проявляет ли ваш ребенок желание ходить в школу?
- Говорит ли ребенок, что ему интересно хотелось бы ходить в школу, узнавать там что-то новое?
- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать пазлы)?
- Быстро ли ваш ребенок адаптируется в незнакомом коллективе, легко ли умеет ориентироваться в новой ситуации?
- Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не менее чем из пяти предложений?
- Может ли ваш ребенок рассказать наизусть стихотворения?
- Может ли ваш ребенок изменять существительные по числам?
- Умеет ли ваш ребенок читать? (по слогам/целыми словами)
- Может ли ваш ребенок посчитать до 10 и обратно?
- Умеет ли ребенок решать простые задачи на прибавление или вычитание единицы?
- Умеет ли ваш ребенок управляться с ножницами?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Умеет ли ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом «мебель» стол, стул, шкаф)?
- Может ли будущий первоклассник улавливать и выполнять инструкции?
Диагностика. Рекомендации.
1-9 баллов – ребенок не полностью готов к школе, могут возникнуть проблемы с учебой. Родителям следует уделять больше внимания своему ребенку, заниматься с ним, повышать уровень готовности к школе.
10 баллов и выше – ребенок готов к школе. Поддержка родителей и домашние занятия являются главным критерием в развитии способностей ребенка, готовности его к школе.
Тест №2 (для детей - Ориентация будущих первоклассников в окружающем мире.
- Как тебя зовут? (Называние полностью фамилии, имени, отчества)
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей?
- Назови город, в котором ты живешь?
- Назови свой адрес (улица, дом, квартира)?
- Назови, каких домашних животных ты знаешь (не менее трех)?
- Какие животные относятся к диким? (не менее трех)?
- Охарактеризуй любое время года. (не менее 2 предложений)
- Приведи примеры фруктов и овощей (не менее двух фруктов и двух овощей)
- Назови, что относится к предметам одежды, столовым приборам. (не менее трех деталей одежды и трех столовых приборов).
- Назови части тела человека (не менее пяти)
- Расскажи о любом запоминающемся событии. (не менее двух предложений).
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 12. Если ребенок не полностью отвечает на вопрос – 0 баллов. Для ответа на каждый вопрос дается 40 секунд. Если ребенок не успевает – 0 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.
Тест считается успешно пройденным, если ребенок набрал от 8 до 12 баллов. 5-8 баллов – все необходимые задатки у ребенка есть, требуется больше подготовки. 0-5 баллов – ребенку необходимо тренировать память, мышление, тренировать умственные способности. Необходима помощь родителей.
Тест №3 (для детей) - Диагностика готовности детей к школьному обучению.
Задание №1. Считалочка.
Ребенку выкладывают на стол несколько предметов (не более десяти) и предлагают назвать их количество. Если ребенок затрудняется назвать число, то он может их посчитать.
- Задание считается успешно выполненным, если ребенок правильно назвал количество предметов, при этом считал предметы «про себя» - 2 балла.
- Ребенок правильно назвал количество предметов, но вслух считал предметы – 1 балл.
- Отказ отвечать - 0 баллов.
Задание №2. Порядок счета.
Ребенок должен посчитать до 20 в прямом и обратном порядке.
Без ошибок – 4 балла, 1-2 ошибки – 3 балла, 3-5 – 2 балла. Правильный только прямой порядок – 2 балла.
Задание №3. Цвета.
Ребенку предлагается 8 карточек с разными цветами. За каждый правильно названный цвет – 1 балл. Максимально – 8 баллов.
Задание №4. Классификация предметов.
Для выполнения задания предлагается 12 карточек с изображением животных, цветов, фруктов. Необходимо карточки разложить в 3 группы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 12 баллов.
Задание №5. Ответы на вопросы.
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Птица поет, а кошка…? (мяукает)
- Днем светло, а ночью… (темно)
- У собаки рождаются щенки, а у кошки… (котята)
- Машина едет, а самолет… (летает)
- Огурец зеленый, а помидор… (красный)
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество - 5 баллов.
Итого:
- 31 – 27 баллов – высокий уровень подготовленности к школе.
- 26 – 20 баллов – средний уровень
- Менее 20 баллов – низкий уровень.
|