В настоящее время управление ДОУ требует новых подходов к работе с педагогическим коллективом при неформальном обучении последнего. Одним из методов для реализации обучения «на месте» (учебных практикумов в рамках педагогических советов и внутренних учебных семинаров в ОУ) является метод кейс-стади, понимаемый рядом исследователей — в виду его проработанности и транспарентности — как состоявшаяся педагогическая технология. В основе наименования указанного метода, согласно ряда исследователей, лежит латинское слово «casus». Его переводят как «необычный» или «запутанный случай». Согласно другой версии, название произошло от английского слова «case», обозначающего «портфель» или «чемоданчик».
В профессиональном образовании кейс-технология — это набор определенных ситуаций учебного характера, которые разработаны специально на базе реального фактического материала с целью изучения и дальнейшего разбора на учебных занятиях. В ходе анализа ситуаций педагоги осваивают элементы командной работы, учатся анализу, принятию оперативных решений по управлению воспитательно-образовательным процессом. Главную особенность метода составляет изучение прецедентов, иными словами, практических ситуаций, которые имели место в прошлом.
Каждый кейс для педагогов ДОУ включает в себя:
- проблемную ситуацию — некий случай или проблему, историю из реальной жизни;
- контекст данной ситуации — контекст места, временной, исторический, особенности (психолого-педагогические характеристики) участников ситуации;
- комментарий к ситуации, который представлен ее автором.
Решение же кейса идет по следующему алгоритму:
- на первом этапе идет знакомство с ситуацией и ее ключевыми особенностями;
- второй этап предполагает выделение ключевой проблемы (ключевых проблем), разбор факторов и/или персоналий, которые могут оказывать реальное воздействие на ситуацию;
- в свою очередь третий этап — это предложение концепции или темы для брейн-сторма («мозгового штурма»);
- на четвертом этапе идет анализ последствий от принятия тех или иных решений;
- пятый этап — это решение кейса, т. е. предложение последовательности действий, указание на вероятные проблемы, а также на механизмы по их предотвращению.
Считается, что кейс должен удовлетворять следующему набору требований:
- иллюстрировать аспекты именно педагогической деятельности;
- соответствовать цели создания, которая должна быть четко сформулирована;
- быть в достаточной степени актуальным;
- отражать типичные педагогические ситуации и приводить педагогов к дискуссии;
- не устаревать в перспективе;
- иметь различные варианты решения;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- развивать аналитическое мышление педагогов.
Кейс-технология — это инструмент, позволяющий применить воспитателям имеющиеся в их багаже теоретические знания для решения поставленных перед ними практических задач. Метод дает отличную возможность развивать у педагогов креативность мышления, формировать умение слушать, а в дальнейшем учитывать альтернативные точки зрения, аргументированно озвучивая свою. При использовании кейс-технологии педагоги имеют возможность проявлять и совершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, а также учиться работе в команде и поиску рационального решения существующих проблем.
С использованием элементов кейс-метода автором была разработана интеллектуальная игра для педагогов «Знатоки русского языка», направленная на повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ по русскому языку (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/17/intellektualnaya-igra-dlya-pedagogov-znatoki-russkogo-yazyka). Педагогам предлагалось разделиться при помощи жеребьевки на команды и ответить на вопросы по фонетике, грамматике, стилистике, правописанию.
Как показывает опыт МБДОУ «Детский сад № 1», метод кейс-стади на педагогических советах и семинарах вызывает у воспитателей положительные эмоции, обеспечивает им возможность для овладения практическими навыками. В то же время метод кейс-стади становится при длительном применении «об¬разом мышления» воспитателя. Можно сказать, это его специфическая парадигма позволяет педагогу думать, действовать по-иному, постоянно обновляя свой творческий потенциал.
Литература
- Ярушина М.И. Применение кейс-технологии при формировании профессиональных компетенций // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] — 2015. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (3). — С. 145-146. — ISSN 2413-3981.
|