Достичь своей высоты
Статья
Автор: Поздняков Сергей Юрьевич, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества»
Издревле работа с берестой занимала важное место в народном творчестве России. Сохранились предметы, которые относятся к 10-17 вв. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, различные предметы быта. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительно белой корой. За эту-то белую кору и получило дерево свое название – «береза».
Педагогом дополнительного образования я работаю 16 лет. За эти годы сформировалось мое педагогическое кредо, которое можно выразить словами: «У каждого воспитанника должна быть своя высота».
Каждая высота – это уровень развития, достижений ребенка. В соответствии с моей педагогической концепцией таких уровней должно быть три.
Первый уровень я образно назвал «Познай себя, и ты увидишь, кто ты на земле».
Возможно, все обращали внимание на то, что когда туристы и гости приезжают в нашу страну, чаще всего они на память покупают или им дарят произведения народного искусства – деревянные резные игрушки, куклы в национальных костюмах, шкатулки, матрешки, берестяные туеса и т.д.
Народное искусство хорошо выражает душу народа, его устремления, его культуру – вот почему произведения народного искусства покупают и дарят на память. Народное искусство радостно, красочно, и это говорит о жизненной силе народа, его вере в себя, в свое будущее. Предметы народного искусства легко и естественно вошли в наш современный быт. И нужно только вовремя подсказать детям, что окружает их в жизни, рассказать об истории народного искусства, о тех мастерах, которые жили и живут, творят чудеса из простых материалов. И ценен не сам материал, а главная идея, выраженная в каком-либо предмете, образе, замысле мастера. Моя главная задача, как педагога, рассказать обо всем этом детям, заставить их пережить минуты восторг от увиденных предметов, приносящих восторг зрителям. Как только они заинтересуются, то тут начинается самое главное для них. Они должны овладеть всеми приемами и навыками работы с берестой, с березой, узнать много нового об их свойствах. Здесь решаются цели: обучения, развития, воспитания. Кто-то проходит школу обучения за два года, кто-то раньше, а кому-то порой не хватает и трех лет. Но каждый познает себя, развивает свои творческие возможности, воспитывает культуру труда, да и вообще учится работать со своими инструментами, станками.
Выполняя несложные изделия, ребенок воспитывает свой характер, упорство. Чтобы чего-то добиться, дети должны понимать, что нужно трудиться, трудиться и трудиться. Хочется отметить, что если ребенок, овладев навыками первого уровня, захочет уйти из мастерской, то я ему не препятствую. Но я все равно знаю, что те знания, навыки и умения, которые он получил, он всегда сможет применить.
Ничто не проходит даром. У каждого воспитанника своя дорога, свой успех. Все, кто благополучно заканчивают первый уровень обучения, переходят на более высокую ступень – второй уровень.
Второй уровень обучения образно я назвал «Человек по натуре свой – художник».
И ведь верно, уже в далеком прошлом охотник захотел имеет не просто топор и нож, а топор и нож красивые, с узорными насечками; хозяйка, возившаяся у семейного очага, захотела иметь не просто обожженный глиняный горшок, а сделала на нем кружочки, черточки, крестики, то есть опять-таки украсила его. Это первые художники, первые ценители красоты. Произведения народного искусства почти всегда имеют эстетическую и практическую ценность, полезное бытовое назначение: в расписанном берестяном туесе хранят мед, грибы, ягоды, резная деревянная игрушка забавляет детей и т.д. Воспитанники данного уровня учатся анализировать, выделять главное в получаемой по разным каналам информации. Ребята изучают характерные особенности народного искусства того или иного региона, и могут вносить в свои работы различные варианты. Например, обшивка туеса, как в Мариинском районе, а выполнение дна и ручки как в Томской области. Именно на этом уровне ребята учатся видеть художественную ценность каждой выполненной работы, учатся думать, а как бы ее оценили другие, каково практическое применение данного изделия. Как нигде, на этом уровне воспитанникам нужна оценка, мнение окружающих их людей.
В этом периоде у учащихся проявляется свое самолюбие, своя гордость, своя самооценка. Кто он на этой земле? Именно на этом этапе ребята показывают свои работы на разных уровнях (конкурсы, выставки муниципальные, областные, всероссийские). Этот уровень характерен еще и тем, что воспитанники группируются по интересам, помогают друг другу по необходимости, радуются своим победам и победам друзей.
Третий уровень обучения я назвал «Мастерами славится Мариинская земля».
Да, здесь речь пойдет именно о высоком мастерстве. Высокий уровень выполненных мастерами Центра ремесел г. Мариинска всевозможных работ являет собой образец, к которому я учу стремиться тех, кто дошел до третьего уровня.
Эти ребята сами разрабатывают проект своего изделия, сами готовят материал, самостоятельно выполняют все последующие действия.
Самостоятельность в выполнении своего замысла, сложность выполненных работ, аккуратность исполнения, художественный вкус – критерии, которым должны соответствовать работы, выполненные учащимися третьего уровня. Порой ребята работают над одним изделием месяцами. Вот где проявляется характер, упорство, воля – добиться результата, своей высоты. Каждая работа – это произведения, которые не стыдно отдать в музей, показать в выставочном зале. Может быть, поменяются материальные ценности у нашего юного поколения, но духовные ценности, сформированные у детей за период обучения, я думаю, не исчезнут.
Великая притягательная сила творчества. К нему стремится огромные массы детей и взрослых. И пусть не все дети станут мастерами своего дела, это не главное, но они станут людьми, способными понять ценность труда и самим научиться творить, расти, работать, фантазировать. Занятия в нашем творческом объединении способствуют развитию интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, а возможно и для профессиональной ориентации ребят или хобби. И я, как педагог, должен помочь своим воспитанникам найти себя и достичь своей высоты.
|