А.С. Вятчанин
Трудно себе представить профессиональное обучение без интереса к выбранной профессии, а образовательный процесс без интереса к предмету. Стремление учиться, не возникает на пустом месте. Зачастую, присущей растущему сознанию любознательности, бывает недостаточно, чтобы постоянно подогревать интерес к учебе. Необходимо найти нужные слова для того чтобы тема урока профессионального обучения стала не просто понятнее, но и чтобы у обучающихся появилось осознание того, что приобретаемые умения и практический опыт действительно нужны, что они пригодятся в работе по профессии, что с их помощью можно решать житейские задачи и может быть даже подзаработать во время учебы.
Как же добиться того чтоб на уроке производственного обучения обучающиеся занимались с желанием? С каждым днём все больше педагогических приемов, какой же из них выбрать? Этим вопросом наверняка задается каждый мастер производственного обучения глядя на лица обучающихся пришедших в мастерскую на практику.
Эффективность урока производственного обучения во многом зависит от того насколько обучающиеся будут ощущать идентичность обстановки урока и реального производства. Этому может помочь моделирование реальной ситуации, в которой оказываются специалисты. Такой подход из проблемно-ориентированного урока позволит обучающимся почувствовать себя работником от которого зависит решение конкретной производственной задачи. Выбор самой производственной задачи для мастера это вопрос его опыта работы, его кругозора, его педагогического мастерства.
В принципе, любая проблема, любая производственная задача может иметь далеко не одно решение. Важно совместно с обучающимися рассмотрев какой-то набор вариантов решения прийти к цели урока, определив её роль в решении производственной задачи. Для такого обсуждения, поиска вариантов решения могут быть использованы формы брифинга, тендера, мозгового штурма и др. Компетенции, формируемые у обучающихся это умение решать задачи комплексно, что называется "от и до" или "под ключ". При таком подходе важную роль играет и освоение общих компетенций.
Понимание сути своей будущей профессии основывается во многом на личных склонностях и предпочтениях обучающихся. Выбор профессии непростой шаг, помочь обучающимся утвердится в этом выборе - задача мастера. Его большой жизненный опыт позволит взглянуть на задачу урока, имеющую практическое применение и решаемую на основе уже полученных знаний и умений.
Для эффективного выполнения профессиональных задач требуется осуществление поиска необходимой информации. С этой целю могут быть использованы прайс-листы рекламные проспекты, справочники, нормативно-техническая документация, ресурсы сети интернет.
Повышения эффективности работы в команде, общения с коллегами, руководством, клиентами можно добиться путем разделения на группы. Устроить между группами соревнование, группам (бригадам), распределить роли внутри группы, т.е. провести имитацию производственной ситуации. Такой подход способствует пониманию роли и места каждого участника коллектива в решении производственной задачи.
Заинтересованность самих обучающихся в конечном результате урока производственного обучения, сопричастность с учебным процессом, товарищество и определенная доля азарта и умение мастера направить энергию ребят в конструктивное русло - залог успеха воспитания трудовой смены.
Скачать статью
|