И.Н. Егорова
Ошибки на правописание безударных гласных, как известно, относятся к числу массовых ошибок, характерных для учащихся 1-4 классов. Половину числа слов русского языка с безударными гласными составляют слова с непроверяемым написанием. Многие из этих слов входят в активный словарь младших школьников, от усвоения их правописания в значительной мере зависит грамотность учащихся.
Программа по русскому языку для начальных классов указывает, что на каждом году обучения должны проводиться «словарно-орфографические» упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемым написанием; данные в специальных списках для каждого класса. Списки слов (словари для справок) с непроверяемыми гласными в корне даны также в учебниках для 1-4 класса. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить внесены на поля учебников. Кроме этих форм подачи данного материала, он рассыпан по каждому из учебников.
Слова с непроверяемым написанием, которые должны усвоить младшие школьники,- это в основном имена существительные. Авторы учебников, давая для запоминания слова с непроверяемой безударной гласной, как правило, включают его в текст упражнения на той же странице. Это помогает учащимся быстрее запомнить его, научиться правильно, употреблять его в своей речи. Конечно упражнения, выполненные на уроке, прежде всего, должны быть направлены на выработку тех грамматико - орфографических умений и навыков, которые предусматриваются темой, изучаемой в данный момент. Но вместе с тем при выполнении таких упражнений следует обращать внимание учащихся и на написание слов с непроверяемыми безударными гласными. Если учащиеся будут видеть эти слова в тексте, они быстрее запомнят их написание.
Известно, что при письме слов с непроверяемыми безударными гласными нельзя опереться на грамматическое правило, поэтому указанные слова усваиваются путем упражнений, рассчитанных на зрительно – моторную память. В тоже время словарно – орфографические занятия нельзя ограничивать только заучиванием правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Наибольший обучающий эффект достигается, если в процессе изучения правописания слов данной категории учащимся предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют и лексические цели. Например: задания, направленные на подбор к изучаемому слову однокоренных слов (работа-работать-рабочий); задания направленные на образование от какого-либо слова с непроверяемым написанием при помощи приставок или суффиксов новых слов с последующим наблюдением над их лексическим значением (медведь-медведица-медвежонок, береза-березка). Составление с полученными словосочетаниями предложений. Работу над словами с непроверяемыми написаниями я провожу ежедневно.
Список использованной литературы
- Ш92 Русский язык в таблицах: Орфография и пунктуация – А.А. Штоль – 4-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 61 с. ISBN 5-94087-464-9
- П16 Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклас. Чтения учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1984 – 159 с., ил.
|