Е. Шклюдова
Дидактические игры я использую в 5-6 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей вы это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка приходится решать такую задачу каждый день. Программа предусматривает 6 часов в неделю (как и в 6 классе) русского языка (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых теми орфограмм. Для меня важно сделать ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а интересными. Вот здесь на помощь приходят дидактические игры. Разумно и уместно используя подобного рода игры, учитель увлекает детей и тем самым создает почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на уроках с использованием игр ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Во время игры у каждого возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После завершения игры я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности использования игры.
Цель моей работы: изучение дидактических возможностей использования игр на уроках русского языка; закрепление практических навыков на уровне методики и обобщения опыта.
Гипотеза: дидактические игры способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Задачи:
- Проанализировать существующие дидактические игры;
- Изучить состояние практики использования дидактических игр в современной школе;
- Выявить методические основы конструирования и использования игр;
- Обобщить опыт использования дидактических игр на уроках русского языка;
- Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.
Объект моей работы – активизация познавательной деятельности школьников.
Предмет - дидактическая игра.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве игрового средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Какие же задачи решает игра?
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУНов в практической деятельности.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить оптимальное решение.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, психотерапия.
В настоящее время существует много интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках русского языка (П.М. Баев, Л.В. Петрановская, Н.Н.Соловьева и др).
Игры классифицируются по разным принципам. Я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего.
Рассмотрим классификацию дидактических игр (тематический принцип)
- фонетические игры;
- лексико-фразеологические игры;
- игры по морфемике и словообразованию;
- игры по орфографии;
- игры по синтаксису и пунктуации.
Фонетические игры
- расшифруйте анаграммы;
- убери один звук;
- волшебные превращения (сделай из одного другое);
- словесная дуэль;
- конкурс пародистов.
Лексико-фразеологические игры
- игры с лексическим значением слова (кроссворды, сканворды, четвертый лишний, угадай слово по его описанию, ассоциации);
- собери фразеологизм;
- составь пословицу.
Игры по морфемике и словообразованию:
- составь слово по схеме;
- У кого гнездо больше?
- Найдите друг друга!
Игры по орфографии:
- орфографическая эстафета;
- третий лишний;
- редактор;
Игры по синтаксису:
- угадай подлежащее;
- ассоциации;
- собери предложение;
- «Снежный ком»
Рассмотрим несколько примеров.
Фонетика: Конкурс пародистов
Цель: отработка умения менять тембр голоса (тембр- характерная окраска звука).
Задание: произнесите фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны угадать, кто это.
Фразы
- «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!»
- «Ну, заяц, погоди!»
- «Корову заведем, молоко пить будем.»
- «Кружжжите меня, кружжжите!»
Дидактическая игра может быть использована как элемент урока (актуализация полученных знаний, разминка, вплоть до домашнего задания).
Лексика: Многозначность слова «Кто о чем подумал?»
Этап объяснения нового материала.
Задание: запишите произнесенное мной слово в словосочетании, из которого становится понятным значение этого слова.
Например: корень (корень растения, корень зла, математический корень).
Поле, гнездо, единица, порода, печать.
Вывод: Используя дидактические игры на уроках, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к разному языку, желание узнать новое, победить. Наряду с дидактической целью игра позволяет еще и развивать и воспитывать школьников.
Литература
- Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., Русский язык, 2000г.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983г.
- Волина В. Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург,2000г., с.7.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке, Ленинград, Просвещение, 2003г.
- Метс Н.А., Акшина А.А. Русский язык в часы досуга. Учебное пособие. М., Русский язык, 2009г.
- На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Под редакцией Л.Д. Чесноковой. М., Просвещение. Учебная литература.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, М., Просвещение, 2007г.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения,- М.,1998.Т.1. с.104.
- Текучев А.В. и др. Основы методики русского языка в IV – VIII классах. – М., 1999, с.211.
- В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград, 2009г.
|