Брындина Л.
Мой прадедушка - Писменный Михаил Андреевич, родился 21 ноября 1906 в городе Желтые Воды Днепропетровской области. У него была трудная судьба. В конце 20х годов его семья попала под раскулачивание. Отца, Тимофея Макаровича сослали в Сибирь. Но как известно, сын за отца не отвечает, прадед переехал на Урал и сменил отчество. Позже к нему переехала мать Мария Харитоновна. Прадедушку приняли на Блявинский рудник старшим буровым мастером. В 1935 году он женился на моей прабабушке Александре Васильевне.
В 1941 году, когда началась война дедушку Мишу перевели в Кваркенский район и поставили бронь - освобождение от военной службы на фронте, которая давалась высококвалифицированным специалистам и инженерно - техническому персоналу оборонной и стратегической важных отраслей промышленности и хозяйства. Жену и двоих детей забрал с собой. Моей бабушке тогда было 3 года, а ее старшему брату Павлу почти 6 лет.
Прадедушка много работал и всегда вступался за рабочих. Он не боялся отстаивать интересы простых людей перед начальниками. В мае 1942 прадеда все же забрали на фронт по мобилизации. Зачислили курсантом в 16 учебный танковый полк. Этот полк формировался в г. Горький. В этом же полку прадед в 43 году принял присягу. Какое-то время был радистом. Позже полк расформировали. Солдат распределяли по другим полкам. Прадедушка был трижды контужен, но фронт покинул уже старшим сержантом в январе 1945.
Семье в военные годы пришлось не легко. Прабабушка сначала носила воду, а потом ее стали учить сварочному делу, и она стала работать электросварщицей. А их старший сын ходил в соседнее село в школу пешком.
Первое время жили в маленькой комнате всей семьей: мама с папой, брат Павлик, я и маленький Володя. По всей комнате сушились бинты, потому что папа сильно болел и нуждался в перевязках, вспоминает бабушка.
Прадедушка перенес несколько операций, но результата все не было. На протяжении всей жизни выходили из ног осколки. После того как он отказался от очередной операции с него сняли инвалидность, и он вернулся на буровую, перевелся в Кувандыкский район. Так и работал до 1963 года. Сам построил дом и развел большой сад.
По рассказам тети дедушка был строгим, но нас, внуков он любил и часто играл с нами. У него были большие усы, и он сидел на кожаном диване и говорил: «Дерни меня за ус, если не трус».
Ей посчастливилось застать его живым. О войне рассказывать дедушка не любил. Говорил только: все воевали, и я воевал, было трудно. Война оставила огромный след в его душе и в судьбе.
Умер прадедушка 25января 1967года.
Я горжусь тем, что мой прадедушка был участником Великой Отечественной войны.
|