Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по музыке (ФКГОС-2004) с учетом авторского УМК по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, составленного в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта и в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, включающего авторскую (рабочую) программу по предмету и внесенного в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию.
Данная рабочая программа направлена на достижение следующих общих целей образования с учетом специфики учебного предмета музыка:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся;
- подготовка учащихся к участию и победам в творческих музыкальных конкурсах.
Основными отличиями данной рабочей программы от Примерной являются следующие моменты. Так как учебным планом школы предусматривается 34 часа на изучение музыки в 8-9 классах, а Примерной программой 68 часов, то данная рабочая программа уменьшает количество часов на изучение темы «Музыка в формировании духовной культуры личности» вдвое. Содержательная часть тематического планирования максимально ориентированна на используемый УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Общая характеристика учебного предмета, курса
С точки зрения целей общего образования, роль предмета музыка значительна. Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Преемственность данного курса в начальной и основной школе обеспечивается соответствием требований ООП НОО к выпускнику начальной школы и требований ООП ООО к начинающим обучение на второй ступени школы.
Взаимосвязь предмета с практикой его применения очевидна. Она выражается в том, что данная программа предполагает практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности как единую образовательную структуру, образуя тем самым условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Взаимосвязь предмета с актуальными проблемами современности находит свое выражение в том, что содержание курса учитывает возрастание роли музыки как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Скачать программу
|