Автор: Хунгуреева Людмила Григорьевна, учитель физики МОУ Усть-Ордынская СОШ №1.
Важнейшей педагогической задачей современности становится воспитание гражданин общества, которые понимают значимость экологической культуры и культуры энергопотребления. Потенциал для энергосбережения в образовательном секторе достаточно велик.
Россия тратит в 2 раза больше энергии на 1 кв. м и более, чем в 2 раза, на одного ученика для обогрева и освещения школ, чем западные системы, работающие в сходных климатических условиях. Технически можно достичь сокращения в потреблении энергии на 50–70%, но для этого потребуется значительные инвестиции. Однако существуют доказательства того, что низкозатратные меры по энергоэффективности могут привести к понижению потребления энергии на 20–25 % с окупаемостью через 3-5 лет. К примеру, использование в медицине новых образцов автоматических тонометров http://www.med-magazin.ru/shop/product/Avtomaticheskiy_tonometr_Omron_M2_Basic_s_adapterom_i_universalnoy_manzhetoy_22_42_sm уже сейчас дает ощутиvую экономию.
В целом причины низкой энергоэффективности российского образовательного сектора те же, что и в других секторах российского общества, но кроме финансовых и технических проблем, существует проблема недостаточной осведомленности человека и общества о возможностях сохранения энергии. Привычки, унаследованные со времен низких цен на энергию, привели к пренебрежительному отношению к экономии тепла, горячей воды и электричества.
Направление учебно-воспитательного процесса на формирование экологического самосознания и энергосберегающего подхода в учебной и практической деятельности обучающихся приведет не только к повышению эффективности использования энергии в школе, но и среди населения, поскольку преимущества энергосбережения будут продемонстрированы и детям и родителям. Также на осознание себя и своего места в системе "Я - мир природы - здоровье - энергосбережение - благосостояние".
Целью работы по программе "Энергосбережение" является ознакомление школьников с вопросами современной энергетики, расширение знаний о видах энергии, источниках энергии, каналах использования энергии, информирование учащихся об эффективных технологиях использования энергии и практических приемах ее экономии.
Задачи программы "Энергосбережение":
обеспечение прочного и сознательного овладения обучающимися основами знаний о методах и способах энергосбережения;
раскрытие роли энергосбережения в формировании современной экономики, значение энергосберегающих технологий в развитии общества;
убеждение обучающихся в необходимости их личного участия в разрешении проблемы энергосбережения и экологии;
привитие обучающимся навыков сознательного и рационального использования энергетических ресурсов в собственной досуговой и последующей профессиональной деятельности, содействие формированию культуры использования энергии;
развитие исследовательских навыков, аналитических, познавательных способностей учащихся.
Объект программы "Энергосбережение":
Процесс обучения обучающихся (8 класс) в условиях использования программы учебного курса «Энергосбережение». Формирование экологического самосознания и энергосберегающего подхода в учебной и практической деятельности.