Данное занятие рекомендуется проводить на выбор учителя, как в рамках классного часа, так и в рамках обычного урока или факультатива.
Цель занятия: формирование неравнодушного отношения школьников к сложным событиям нашего прошлого.
Задачи:
привлечь интерес школьников к нашей истории;
попытаться достичь консенсуса в оценке обсуждаемых событий;
создать условия для осмысленной постурочной деятельности.
Ход занятия.
Часть 1. Вводное слово учителя
Мы живем в России. Россия - великая страна. Она велика своими территориями, народами, героическими и трагическими событиями. Особенно это касается 30-х годов. С одной стороны, были грандиозные достижения в области экономики, образования и культуры, с другой – политические репрессии. В современном обществе нет единой оценки этих событий. Одни считают, что Сталин – злодей, так как стремясь к единоличной власти уничтожил миллионы (десятки миллионов) людей. Другие считают Сталина великим политическим деятелем и говорят, что репрессий было мало, и направлены они были исключительно на преступников. Есть люди, которые говорят, что тему репрессий вообще не надо рассматривать.
Все же, если гордиться только нашими достижениями, то это не патриотизм, а хвастовство. Мы должны знать правду о всех сторонах жизни нашего общества и тогда начнем проникаться чувством сопричастности к нашей истории, а значит и ощущать себя единым народом, имеющим общую судьбу. Изучение репрессий имеет еще и то значение, что в наши края в 30-е годы было сослано много семей раскулаченных крестьян и, наверняка, здесь есть те, у кого были репрессированы предки. У кого-то, может быть, предки были среди исполнителей репрессий (а может быть, и сами потом были репрессированы). Как в этом разобраться? Какое отношение к этим событиям мы должны сформировать. У нас – урок памяти. А какой должна быть эта память?
Поиском ответов на эти вопросы и посвящено наше занятие. Главное, попытаться найти то, что объединит всех по отношению к изучаемым событиям, что станет общим знаменателем в отношении к судьбам наших предков.
Часть 2. Организация деятельности.
Педагог формирует из учащихся 4 группы и ставит перед ними задачи. Группы формируются не по позициям и личным пристрастиям, а по жребию (что упрощает учителю задачу формирования групп и создает возможность учащимся осмыслить, а может быть и принять другую позицию).
1 группа – либералы. Их задача – подобрать аргументы и обосновать позицию, что политические репрессии 1930-х годов были антизаконными и антигуманными, что жертвами были миллионы невинных людей. Необходимо общественное покаяние, и что нам нужно скорбеть о всех жертвах репрессий.
2 группа – государственники. Их задача – подобрать аргументы и обосновать противоположную позицию, что масштаб репрессий сильно преувеличен, что наказывались реальные преступники и поэтому репрессии были обоснованными.
3 группа – миротворцы (примирители). Их задача – добиться точки соприкосновения, найти компромисс и определить общие позиции.
4 группа – эксперты. Их задача – проанализировать и оценить работу 3-х групп, определить результаты занятия.
При этом может возникнуть ситуация, когда личная позиция школьника категорически противоречит его принадлежности к 1-ой или 2-ой группе. В этом случае он может перейти в группу миротворцев или экспертов.
Все группы получают раздаточный материал. 1 группа – статью Л.Сванского, 2 группа – К.Курчанова, 3-я и 4-я группы получают и ту, и другую.
Часть 3. Деятельность групп.
Внутригрупповая работа происходит 5-7 минут. Затем от 1 и 2 групп поочередно выступают докладчики. Представители других групп могут задавать вопросы. (Форма подачи – на усмотрение учителя и под его контролем – от фиксированных 3-х вопросов до возможности дискуссии). Затем представитель 3-ей группы предлагает формулу компромисса (определяет возможные позиции и их рамки). Если представители 1 и 2 группы согласны – консенсус найден, если нет – 3 группа работает над сокращением и сужением позиций. И так до нахождения консенсуса (в крайнем случае – до понимания его невозможности. В этом случае – необходим поиск объяснений причин данного результата). Завершает групповую работу представитель 4-ой группы с анализом и оценкой действий работы групп.
Часть 4. Рефлексия.
Все садятся в круг и каждый кратко говорит о том, что он для себя получил от этого занятия. В ходе рефлексии становится ясно, достигнута ли цель занятия, решены ли поставленные задачи.
Часть 5. Постурочная деятельность
Если занятие проведено удачно, то у ряда учащихся появился интерес к прошлому страны, своего края, местности, к истории своей семьи.
Тогда, в заключительном слове учителя должно прозвучать, что мы этим будем с вами заниматься. Могут предлагаться и выбираться разные формы организации внеурочной деятельности.
Так, например, для тех, кому интереснее исторические события можно предлагать научно-исследовательскую деятельность (участие в различных конференциях, например, в ежегодно проводимом конкурсе научно – исследовательских работ учащихся, краеведческих конференциях, а также организация и проведение подобных конференций в рамках школы, района и т.д. силами педагогического актива). Для тех, кто особенно заинтересован историей своей семьи можно провести классные часы, собрания, конкурсы по этой тематике, где школьники просто будут рассказывать об интересных и важных событиях жизни своих предков. Главное, чтобы все это было интересно и важно, как для школьников, так и для педагогов.