Дорогие Друзья! Добрый день!
В своей статье "Как победить в конкурсе методических разработок?" мой коллега М. Б. Солодкий расписал алгоритм успеха в заочных конкурсах. Однако для многих является актуальным участие в конкурсах очных — "Учитель года", "Сердце отдаю детям", "ПНПО" и др. В этой статье я решила обобщить собственный опыт и мнения на этот счет других педагогов и описать, что необходимо для успеха в очном педагогическом конкурсе. Надеюсь на Ваши комментарии здесь!
1. Ваш внутренний настрой
Внутренний настрой — ключевая составляющая победы. Даже самый опытный педагог не заходит в класс, предварительно эмоционально не настроившись на данный конкретный коллектив. И пусть эта «настройка» занимает у него всего 30 секунд. Однако она столь же необходима для успеха урока, как, к примеру, настройка музыкального инструмента для успеха выступления музыканта.
Поэтому стоит сразу решить для себя, зачем мы участвуем в данном конкурсе? Если это вопрос принудиловки («Ты назначен быть героем!»), то дальше эту статью можно, в принципе, и не читать. Если же Вы действительно хотите победить, не мыслите себя без успеха в данном педагогическом состязании, — тогда на успех Вы просто обречены! Даже с учетом того момента, что первые места обычно получает «кто надо» (и это не особенность моего региона: я помню рыдания моей родственницы с Дальнего Востока, которую явно прокатили на педконкурсе, поощрив пресловутых «кого надо»!), так вот, даже с учетом этого не особо приятного момента, призера, лауреата или спецприз жюри (либо зрительских симпатий) Вы обязательно получите. Проигнорировать выступление уверенного в себе человека очень трудно. Многие мои коллеги считают, что в очных конкурсах из-за их «пролоббированности» не стоит участвовать вовсе, я же думаю, что стоит. Ведь, к слову, упомянутая мною выше моя кузина, которую обидело жюри педконкурса, приз зрительских симпатий получила. Конечно, беда ее была в том, что она рассчитывала как минимум на первое место:)
Резюме: Если Вы хотите получить призовое место в педконкурсе — начните с победы над собой! Не стоит бояться предстоящего «сражения», не принижайте для себя Ваши достоинства и не выпячивайте публично свои недостатки (думая, что «скромность украшает»). Запаситесь хорошенько позитивной энергией для участия в конкурсе, ведь педконкурс — это большая работа, которая требует от Вас немало энергии и сил. Окрылитесь! Вам стоит пообщаться с успешными коллегами, которые смогут подбодрить Вас, если Вам вдруг не хватает уверенности в себе. Почитайте хорошие книги. Стоит читать книги людей, уже достигших успеха, одержавших победу в своем Самом Главном Конкурсе или в конкурсе под названием Жизнь… Хорошей литературы успеха сейчас очень-очень много. Лично для меня настольной книгой последнего месяца стала книга «Как подготовить сочинение на конкурс. Пять шагов к успеху», которая пусть и не посвящена очным соревнованиям, но хорошо показывает, как правильный, научно-выверенный подход к конкурсному делу дает свои плоды.
Если Вы все же сомневаетесь в своих силах, а участие в педагогических конкурсах необходимо для аттестации, примите участие в заочном конкурсе методических разработок и получите гарантированный результат.
2. Домашнее задание должно быть выполнено идеально
Обычно в каждом очном педконкурсе присутствует такая конкурсная составляющая как домашнее задание. Данный этап конкурса для педагогов чаще всего предполагает подготовку и проведение урока / занятия. Как же подготовить наше ДЗ на 5 баллов?!
Прежде всего Вам будет необходимо осмыслить свой педагогический опыт. Для его осознания и для изучения опыта других педагогов полезно поговорить со своими коллегами, особенно если это общественно признанные, заслуженные мастера своего дела. Не стоит стесняться обратиться в соседние образовательные организации с просьбой поприсутствовать на даваемых в них открытых уроках. Также имеет смысл посетить мастер-классах, семинары и, конечно, курсы повышения квалификации, где у Вас будет возможность получить полезную информацию в концентрированном виде.
Будет интересен и опыт коллег из других регионов России. При этом обмен опытом может проходить и виртуально, посредством Web (конференция, e-mail и даже «чат»). Уникален и очень важен опыт Ваших коллег по преподаванию конкретного предмета (или смежных по направленности предметов) в зарубежных странах. Правда, наибольшей помехой в этом случае может быть языковой барьер, однако подобное взаимодействие учителей, особенно в формате личной беседы или в рамках участия в открытых мероприятиях, просто бесценно и может в корне изменить Ваши взгляды на многие аспекты преподавания.
После ознакомления с работой педагогов-коллег наступает стадия переосмысления личного педагогического опыта, которая образно может быть представлена как некий фильтр, с помощью которого мы отделяем все важное и полезное от малозначительного («зерна от плевел»).
В результате подобного отсева приходят полезные идеи, происходит переосмысление внешних стереотипов и приемов к своей частной теории и практике преподавания. Подобные идеи стоит записывать, поскольку они могут со временем обрести новые черты, уводя порою очень далеко от первоначальной Вашей цели. В процессе их письменного оформления формулируются элементы новых педагогических идей, взглядов и концепции.
Когда все свежие идеи записаны, стоит приступить к самой волнительной и при этом самой продолжительной по временным и трудозатратам стадии — стадии апробации Ваших идей путем экспериментов с привлечением различных педагогических приемов, технологий, подходов.
Подготовить новое занятие, сразу продумав его от начала и до конца, не так-то просто, поэтому для достиженья наиболее эффективного результата нужно поэкспериментировать с различными методами, формами, приемами и способами организации и подачи учебного материала в рамках двух-трех занятий на нескольких параллелях учащихся. При этом какие-то элементы проведения уроков из числа новых для Вас даются и Вам и детям легко, какие-то стоит переделать, а некоторые — и вовсе исключить. Следует постоянно помнить про основные компоненты методики, также урок должен отвечать основным требованиям дидактики. Если Вы готовите урок по ФГОС, стоит прислушаться к рекомендациям из этой статьи.
И вот в итоге Вы сможете подойти к решению Вашей задачи — к определению наиболее оптимального варианта для Вашего урока. Его стоит тоже отрепетировать на каком-либо классе с приглашением коллег. Но правки должны быть уже минимальными. На данном этапе очень неразумно впадать в протекционизм и переделывать все по сто раз. Будьте разумны. Все получится!
3. Все о конкурсе. Как себя вести на конкурсе
Помимо того, что Вы будете готовить урок-домашнее задание, для того чтобы занять хорошее место одного домашнего урока мало. Для результата стоит досконально изучить все Положение о конкурсе.
Вы должны узнать следующее:
- Какие этапы будут на конкурсе?
- Сколько человек примет участие в конкурсе?
- На базе какой щколы / ссуза / вуза будет проходить конкурс?
- Кто будет в жюри данного конкурса?
- Кто организует данный конкурс?
Ответы на эти и другие смежные с этими вопросами дадут Вам неоспоримое конкурентное преимущество.
Почему стоит хороши знать Положение конкурса Вы можете прочесть в уже упоминавшейся нами выше книге «Как подготовить сочинение на конкурс. Пять шагов к успеху». Здесь действуют те же правили и принципы.
Важный момент. Зная все о педконкурсе, Вы можете максимально подготовиться к нему психологически. Большинство конкурсов помимо урока предполагают публичную защиту Вашей методической системы: то есть доклад, как, к примеру, доклад на конференции. Ведь очень важно то, как Вы себя поведете при публичной защите. К хорошо продуманному уроку последнее — вторая ключевая составляющая Вашего успеха.
Как себя вести на публичной защите? Здесь хороши советы психологов:
- Держаться стоит уверенно, расправив плечи, выпрямив спину. Поздоровайтесь с аудиторией. Если Вам нужно читать свой доклад с листа, то обязательно проследите за своей осанкой. Не стоит опускать голову вниз, даже если Вам очень-очень нужно подглянуть в шпаргалку. Если Ваша голова склоняется над столом (кафедрой), то речь Ваша звучит значительно тише. Но если Вашей аудитории придется напрягать слух, аудитория очень быстро утомится и, утомившись, потеряет всякий интерес к Вашему выступлению. Если Вы близоруки, то следует заранее одеть очки либо линзы, так Вы изначально будете чувствовать себя гораздо увереннее.
- Поделите зрительно зал для выступления на 3 части. Во время Вашего выступления взглядом «обращайтесь» к каждой из трех частей по несколько секунд. Все дело в том, что непрерывное начитывание без визуального контакта с Вашими слушателями превратится в монотонную череду слов, цепочку спаянных смыслов, которую очень трудно на слух «расчленить», тем более проанализировать. Не забывайте делать паузы, менять интонацию.
- Если Вы запланировали длительное выступление, Вам стоит помнить, что Ваша публика лучше всего воспримет монолог продолжительностью не более 20 минут. Потому сосредоточьте Ваших слушателей на ключевых аспектах Вашего доклада еще в самом его начале. Ваша главная задача - заинтересовать и убедить Вашу публику, в первую очередь конкурсное жюри. Для этого стоит время от времени задавать слушателям вопросы, при этом сделав упор на альтернативные или закрытые, которые требуют выбора вариантов из предложенных либо вовсе ответа «да» или «нет».
- Чтобы не у Вас не было панического страха при выступлении, заранее изучите тему чуть глубже, чем только Ваш методический опыт, копнув пласт методистской терминологии. Чем лучше Вы будете разбираться в методической терминологии, которую используете для описания своего опыта, тем больше шансов провести защиту безупречно. Если защита предполагает дальнейшее обсуждение (а она скорее всего его предполагает!), продумайте Ваши ответы на все возможные вопросы — очевидные и провокационные. Обязательно прорепетируйте свои ответы перед зеркалом.
Удачи Вам и побед!
С Уважением, администратор
по методической работе Л. В. Смехóва
|