Планирование познавательной деятельности учащихся при изучении темы "Электрический ток в различных средах"
Информационная статья
Автор: Наумова Анна Александровна, учитель физики МБОУ "Восточнинская ООШ".
Известно, что получить новые знания человек может используя эксперимент (эмпирический уровень познания) и теоретические рассуждения (теоретический уровень познания). Теоретические изыскания начинаются с исходной ситуации, в которой возникает потребность выяснения сущности или общей природы обнаруженного физического явления, свойств объекта или научного факта. При этом формулируется познавательная задача: «Какова причина…обнаруженного явления, научного факта?».
Решение этой познавательной задачи возможно через выдвижение гипотезы, разработку метода проверки гипотезы. Метод проверки гипотезы состоит из разработки модели строения объекта или явления и предсказания на основе модели новых явлений, объектов, их свойств, законов, которые обязательно должны иметь место, если гипотеза верна. Далее следует экспериментальное воспроизведение предсказанного. Только после того, как предсказание подтвердится экспериментально, можно будет с уверенностью констатировать, что сформулированные теоретические рассуждения отражают объективную истину. Результатом теоретических предсказаний являются понятия о физических явлениях, объектах, законах и других знаний.
Целью планирования познавательной деятельности учащихся при изучении темы является выстраивание логической схемы деятельности учащихся на выбранном уровне познания. При этом следует помнить, что познавательная деятельность побуждается сознательной целью (познавательной задачей ПЗ), которая возникает в определенной ситуации (ИС).